Цей, Приэльбрусье 2009

К поездке на Кавказ в этом году меня подтолкнул ряд обстоятельств. Изначально были грандиозные планы на вторую поездку в США — Гавайи, Скалистые горы в Колорадо и всё такое… Однако начавшийся кризис, затянувшийся ремонт в новой квартире и связанное с этим окончание последнего мешка денег вынудили пересмотреть намеченные планы.

Собственно, я даже и не сильно расстроился — давно подмывало ещё разок покататься на Чегете с гидами, да и Цей, до сих пор не удостоенный моим посещением :о)), тоже слегка подзуживал нанести визит. Опять же — в таком варианте появлялась возможность, наконец, отдохнуть всей семьёй.

Связался со старым знакомым Славой Руничем, известным представителем российского фрирайда, потом  добыл информацию по возможному размещению в Цее и забронировал на пару ночей 2 двухместных номера в альплагере Цей, в коттедже «Приют Монаха».

6 января выехали из города. Ехали так: НН — Саранск — Пенза — Саратов — Волгоград — Элиста — Благодарное — Александровское — Мин. Воды — Нальчик — Ардон — Цей. До Благодарного всю дорогу нас преследовал мороз: от -20 до -27(!) градусов.

Начиная с границы Северной Осетии, количество представителей силовых структур выросло неимоверно. Люди в форме и с автоматами попадались буквально каждые десять километров, половина из них желала осмотреть наш багажник и увидеть документы. На въезде в Ардон, не зная дороги, поехал по указателю через город и был радостно остановлен очередными людьми в форме. «Куда едем? В Цей? Ай, как плохо! Для транзитных машин движение запрэщено — на цэлых пятьсот рублэй нарушил! Ну, пойдём в машину, дарагой! Слушай, рождество, с праздником, дарагой! — сделай малэнький подарок, и дальше поедешь!»

Достаю 100рублей.

«Нэт, дарагой, это слишком малэнький падарок — добавь ещё одну: в самый раз будет!»

Сведения о дороге в Цей были самые противоречивые — кто-то говорил, что полная засада, кто-то — что прорвёмся. Не зря, не зря два года я лазил по рынкам и супермаркетам, пытаясь купить цепи! Найти нужный типоразмер (R16 205/60 или 55) у нас оказалось непосильной задачей… И пускай в конце концов приобрёл цепи, сделанные для Соболя, они в итоге здорово выручили нас. Проехали скульптуру конного мужчины, торчащего в скале на въезде в Ардонское ущелье. Дальше до Верхнего Бурона дорога была почищена, а на развилке на Цей и Цхинвал дорога была перегорожена шлагбаумом, страждущих же проникнуть за него придирчиво опрашивали милиционеры. Меня было сразу хотели развернуть, но волшебное слово «цепи» возымело магический эффект, нас пропустили на закрытую территорию, где и начался процесс натягивания девайсов на колёса. Вообще в условиях заснеженных горных дорог моя зимняя резина проявила себя не лучшим образом, и без цепей наши шансы заехать в Цей были стопроцентно равны нулю. 12 километров до посёлка преодолелись достаточно просто, а вот завершающий этап ознаменовался изрядным геморроем. Жильё у нас, напомню, было забронировано в альплагере Цей, который, кроме своего основного плюса — «ski in-ski out» — имел основательный минус, напрямую вытекающий из плюса — расположен альплагерь выше всех остальных по склону, и ведёт туда кривая и нечищеная крутая дорожка. Изрядно изнасиловав цепями привода и один раз даже воспользовавшись помощью людей из скопившихся за нами машин ;о)), из последних сил заехали за ворота, которые, слава богу, оказались открытыми. На одометре было 1889 км, на часах — 13:30 7-го января. Заселялись долго и мучительно — администратора Нину Георгиевну то и дело дёргали по всяким пустякам: то кому-то обеда недодали, то не сдали ключи от комнаты, то ещё какая-то фигня. Хуже всего было то, что она пыталась решать все эти вопросы одновременно…

В общем, скажу сразу — за время пребывания в Цее я многократно вспоминал старый анекдот:

Как-то японцев долго возили по нашей стране, показывали всякие заводы, лаборатории, стройки… Под конец спрашивают их: «Ну, как?» Те, помявшись, отвечают: «Понимаете, всё, что вы делаете руками — как-то не очень…Но вот дети у вас красивые!..» Вот так и тут — горы в Цее красивейшие… :о)))

На самом деле, конечно, нельзя не отдать должное тем изменениям, которые тут происходят. Но в целом впечатление не ахти. Например: в главном корпусе довольно плотно поработали с интерьером холла, где бильярд и настольный теннис — установили винтовую лестницу, натащили предметов старины и повесили оригинальные светильники. Но! При этом столовские столы, накрытые клеёнкой, и совершенно ужасающее питание. Я как-то уже подзабыл, что бывают щи, вегетарианские не по просьбе потребителя, а по умолчанию; в ячневую (это тоже из детских воспоминаний) кашу могут положить огромный кусок жира и рядом — малюсенький мяса, хотя из соображений приличия эти куски должны составлять одно целое — типа, это вам случайно столько жира досталось ;о))

Активно реконструируется корпус «Приют монаха», правда, до конца его ещё не сделали, но постояльцев уже селят. К несомненным плюсам отнесу наличие персонального, закрывающегося на ключ шкафчика для лыж в лыжехранилище, выход на склон прямо из лыжехранилища, почти законченный холл оригинального дизайна. Но — номера малюсенькие, трещины в стенах, какие-то криво прибитые деревяшки вместо порогов, двери, фиксирующиеся только в открытом положении, душ с дыркой в полу, из которой пахнет отнюдь не благовониями…

Тут же, в холле альплагеря есть небольшой ларёк, где можно купить кое-что из алкогольно-сувенирно-ларёчного ассортимента по довольно негуманным ценам. Это я к тому, что Цей — фактически курортное местечко, заполненное исключительно гостиницами и турбазами, и подобные лавочки — единственный способ пошопничать.

На следующий день погода стала гораздо лучше, окружающие красивейшие горы и Цейский ледник предстали перед нами во всей красе, как только мы около 10 утра выбрались на склон. Креселок тут две — старенькая одноместная, стартующая чуть ниже нашего альплагеря, и более новая парнокреселка, принадлежащая гостинице «Сказка». У нас выбора не было — работала только она. В этом сезоне начались какие-то фокусы с ценообразованием, и дневных абонементов не было — только разовые, или на 7 и 10 подъёмов. Взял всем на 7 подъёмов (бесплатно дети до 6 лет), и поехали осваиваться. Заканчиваются креселки примерно в одном месте, но у «сказочной» есть промежуточная станция.

Со снегом была полная задница — камни торчали просто повсюду. Как люди катались (а говорят, что пробовали), до того снегопада, который чуть было не помешал нам сюда заехать, ума не приложу! Заехали наверх, и на первых 100 метрах спуска напрочь убили лыжи. Сердце кровью обливалось, слушая, как катаные только по нежной бездонной целине штата Юта Teneighty gun скрежетали кантами по камням. Сын решил действовать по принципу «больше газу — меньше ям» и вальнул почти напрямик, я последовал его примеру. Решение было неправильным. Старший при попытке сбросить скорость чуть не выдрал кант, а я поймал-таки здоровенный камень и чувствительно навернулся, завернув под 45 градусов две клипсы на левом ботинке — фото прилагается. Обидно было до соплей, хорошо хоть, не сломал ничего…
Если гипотетически рассмотреть ситуацию, когда снега в избытке, тогда для умеющих кататься интересны будут первые 300-400 метров относительно крутого сброса. Дальше превосходно только для обучения начинающих, коих здесь совершенно жуткое количество. Я же нашёл себе метров 100 целины, надутой ветром в ложбинку у верхней станции креселки, и раза четыре половил кратковременный кайф, расплачиваясь за него километровым спуском по камням. В общем, это издевательство над лыжами наскучило уже к 14 часам, и, оставив на карточках неизрасходованными примерно по одному подъёму, отправились в номер. Надо сказать, что пришлось решить ещё одну задачку — за скипассы (бесконтактные) берётся залог в 50 рублей, но если ехать их сдавать, то придётся потом метров 200 лезть вверх по склону, что не комильфо. Поэтому ограничился сдачей трёх, а последний оставил себе на память как сувенир, напоследок поднявшись с его помощью до промежуточной станции.

Вечером с азартом порубились в настольный теннис в холле, причём Алиса проявила неплохую натренированность. Выяснилось, что она активно практикуется в пинг-понге со старшеклассницами в школе в продлёнке.
По ночам в Цее, сцуко, тоже красиво!!! ;о))

На следующий день погода заметно испортилась, к 10 утра пошёл крупный снег, становясь всё сильнее и сильнее вместе с ветром. Стало ясно, что цепи я снял совершенно напрасно, понадеявшись, что пару подъёмов на обратном пути в долину к нашему отъезду раскатают.. Поскольку таскать огромную груду барахла из нашего корпуса вниз на парковку абсолютно не хотелось, у меня созрел коварный план, и я занялся «экстремальным чемоданингом» :о)) Суть заключалась в следующем — свои лыжи и ботинки я упаковывать не стал, а совершил на них два спуска на парковку, держа в руках наиболее тяжёлый багаж.
По дороге совершил вылазку в святилище Реком. Место красивое, а так — ничего особенного (как и всё в Цее ;о)). Когда на спуске в конце ущелья выехали на открытый склон горы, порывы ветра стали иногда достигать ураганной силы, а видимость падала до нуля, вынуждая останавливаться на горной дороге со всеми включёнными фарами, противотуманками и аварийкой.

Перед постом в Буроне скучал конвой КаМАЗов с гуманитарным грузом для Цхинвала — ждали, когда почистят дорогу. Уже в 18 часов, пообедав, выехали из Нальчика, заглянув по дороге в гипермаркет, и в 20:00/2160 км были уже в Терсколе. Дорога оказалась хорошо почищенной, и в попутном направлении почти не было машин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: